понедельник, 17 октября 2016 г.

Древнерусская литература.Повесть о Петре и Февронии Муромских

Древнерусская литература


  В средневековой Руси литературные произведения находились в тесной связи с фольклором, что обусловило их национальный колорит. После принятия христианства  (988 г.)  возникла Древнерусская литература: во многом система ее жанров была позаимствована из Византии.
  Данный период развития литературы  составляет 7 веков: с 9 по 15 века.
  Распространение христианской религии на Руси предполагало изучение святого писания и христианских обрядов.
Памятники  русской письменности
Жанры, периоды
задачи
примеры
житие





 до 15-16 вв
человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых, что лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души;
 строилось по определенным канонам
«Житие святых князей Бориса и Глеба» и др.
новгородские берестяные грамоты
(с XI века)
 отражали повседневную жизнь средневекового русского общества
документы (челобитные, долговые списки),
личные письма, церковные тексты
летописи



поучение

X-XII в.в
описывали исторические события;


летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека
«Повесть временных лет»   (монах Киево-Печерского монастыря Нестор)
«Поучение Владимира Мономаха»  (1096)
 повесть
повествование о князьях,
о воинских подвигах,
о княжеских преступлениях.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

 «Домострой»


Повесть временных лет
Повесть о Петре и Февронии Муромских (XVI в.)

   В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия, который  являлся в своём виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Князь велел жене выспросить, от чего он (князь) может умереть. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».
  У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребёнок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.
  Петр пришёл к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий явился в своём естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.
  Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришёл в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мёд. Юноша поведал ей о беде, постигшей его господина.
   Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмёт ее в жены. Князь не принял всерьёз ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.
  Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной.  
  Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились,  он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.
 Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на неё Петру,  даже прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмёт себе какое хочет богатство и уходит из Мурома.  Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, так как каждый из них сам хотел быть правителем.
   Но через некоторое  время все-таки пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.
  Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.
  Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество.  

    Древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра со­вер­шен­но не знала вы­мыс­ла. Рус­ско­му книж­ни­ку в Сред­ние века в го­ло­ву бы не при­шло со­чи­нять ка­кие-то вы­ду­ман­ные ис­то­рии о вы­ду­ман­ных, ни­ко­гда не су­ще­ство­вав­ших людях. Это было рав­но­силь­но греху лжи. По­это­му даже когда в сред­не­ве­ко­вых про­из­ве­де­ни­ях речь идёт о со­вер­шен­но неве­ро­ят­ных с нашей точки зре­ния вещах (на­при­мер, вос­кре­ше­ние умер­ших), то для древ­не­рус­ско­го пи­са­те­ля это было в по­ряд­ке вещей. Он верил, что так оно и было на самом деле. И толь­ко в XVII веке воз­ник­нут в рус­ской ли­те­ра­ту­ре по­ве­сти с вы­мыш­лен­ны­ми ге­ро­я­ми, с вы­мыш­лен­ны­ми сю­же­та­ми. И то пер­во­на­чаль­но это будут про­из­ве­де­ния пе­ре­вод­ные. Героями литературных произведений становятся теперь не только князья и бояре, но и простые люди: купеческий сын, крестьянин, а жанром – житие*.
Композиция жития
1
Предисловие составителя, биографическая часть (детство)
2
Приход к вере, или пострижение в монашество, или осознание своего предназначения в миру
3
Подвиг или подвиги и кончина святого
4
Похвала святому (герою)



Комментариев нет:

Отправить комментарий