понедельник, 17 октября 2016 г.

Произведения И.А. Бунина

И.А. Бунин
(1870- 1953 гг.)

  Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провёл частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне в Липецкой области).
Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через пять лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901 г.), принёс ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.
Широкое признание пришло к нему с выходом в свет повести «Деревня» (1910 г.), где показана современная писателю сельская жизнь.
Революционные события Бунин встретил с крайним неприятием, запечатлев «кровавое безумие» в дневнике, позже изданном в эмиграции под названием «Окаянные дни» (1918 г., опубликован в 1925 г.).
В январе 1920 г., вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой, писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции, главным образом в Париже и Грассе. В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Он по праву является мастером прозы, потому что прекрасный язык, образность, точность, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – это лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику.

 «Кавказ» (1937 г.)

Сюжет

Чтобы встретиться с ней, рассказчик приехал в Москву и остановился «в незаметных номерах на Арбате». Она прибегала тайком, была прекрасна, бледна и очень страдала: её муж что-то подозревал, следил за каждым её шагом и сказал ей однажды: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!»
У них был дерзкий план: «уехать в одном и том же поезде на кавказское побережье и прожить там в каком-нибудь совсем диком месте три-четыре недели». Он почти не верил в осуществление этого плана, но она сказала мужу, что умрёт, если не увидит моря, и её отпустили.
На вокзал он приехал раньше и видел из купе, как её провожал муж. Высокий офицер в картузе, шинели и замшевых перчатках, широко шагая, держал её под руку.
«Я мысленно видел, как он хозяйственно вошёл в [вагон] вместе с нею, оглянулся, — хорошо ли устроил её носильщик, — и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя её...»
Она послала мужу по открытке из Геленджика и Гагр, что ещё не знает, где останется. К югу вдоль берега они нашли хижину в деревне, «место первобытное». Она смотрела на море, закатные облака и плакала при мысли, что придётся возвращаться в Москву.
«Ну вот, он и будет дня через три-четыре в Геленджике... Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки...»
Муж искал её и в Гаграх, и в Геленджике. Приехав в Сочи, он искупался, побрился и надел чистое бельё. Затем позавтракал, выпил бутылку шампанского, выкурил сигару. Вернувшись в номер, «лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».
«Господин из Сан-Франциско»  Слушать
 1915 г.

 Из истории создания.  В  начале 1910-х гг. Бунин много путешествовал. Начало  первой мировой войны застало его в плавании по Волге.  В творчестве не только журналистов, но и многих писателей этого периода преобладает тема судьбы личности, судьба России, судьбы мировой цивилизации.
    Первоначальное название этого рассказа было «Смерть на  Капри».
 Автор взял эпиграф из Апокалипсиса : «  Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»
  В рассказе повествуется о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Южную Европу.
Экспозиция
Продумывается маршрут круиза. Для путешествия  выбран знаменитый  пароход «Атлантида»
Завязка,  развитие действия
Нарушение ожиданий миллионера и его растущее недовольство:   природа нарушает обещания туристских проспектов
Кульминация
Автор подробно  дает описание переезда, панораму острова, сообщает детали гостиничного сервиса и, наконец, посвящает полстраницы аксессуарам одежды готовящегося к позднему обеду господина.
  Вдруг… внезапная  и «нелогичная » смерть главного героя.
Развязка событий
 распадается на несколько историй: 
     путешествие тела  до корабля, где уже его называют
                                  « мертвым стариком»,
      противопоставление двух цивилизаций.
От экспозиции до развязки оказывается лишь фрагментом неостановимого потока жизни, преодолевающего границы частных судеб и потому не вмещающегося в сюжет.

  Этот рассказ  о сложном и драматическом взаимодействии социального и природно-космического в человеческой жизни, о близорукости людских претензий на господство в этом мире, о непознаваемой глубине и красоте Вселенной — той красоте, которую, как пишет Бунин в рассказе, «бессильно выразить человеческое слово ».
     В рассказе очень мало имен людей. Видимо ими пренебрегли из-за обычности их владельцев.  
  Главный  герой – это образцовый буржуа, тип, поэтому Бунин не дает ему имени. У героя нет имени, нет биографии, он только работает не покладая рук. Господин из Сан-Франциско достигает определенного уровня. Он – герой робот, механизм. Герой не чувствует что-то, а воплощает  заветную мечту. Внешность у Господина ничем не примечательная. 
   Город Сан-Франциско символизирует роскошь и успех, назван в честь святого Франциско, который проповедовал бедность.
  Атлантида – символ цивилизации, которая в конечном итоге рушится и погружается на дно.
   Бунин никогда не осуждает своих героев. Но мир, в котором живет Господин из Сан-Франциско, алчен и глуп. Даже богатый господин в нем не живет, а лишь существует. СМЫСЛ ЖИЗНИ
  Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам.   И когда Господин собирается в путешествие, то ему кажется, что это будет прекрасно. На гигантском корабле – отеле «Атлантида» путешествуют миллионеры, их семьи. И жизнь на этом корабле течет изо дня в день, размеренно и плавно. По вечерам вся «Атлантида» погружается в атмосферу «праздника». Лишь «великое множество слуг работает в поварских, судомойнях и винных подвалах». Одни отдыхают, а другие люди – работают.
Во всем чувствуется привкус денег.  
     На  острове Капри есть   развалины Тиберия, есть  местные жители, они имеют имена, характеры. И рядом  с простым укладом сельских жителей  появляется современная буржуазная цивилизация. 
   В финале появляется дьявол - образ  зла; стихия, с которой  борется  капитан,  ведет корабль.  Автор задает вопрос: достойна ли такая цивилизация, которая только ест, развлекается, которая уже не способна
искренне любить, быть спасенной.   

Господин из Сан-Франциско отправляется с женой и дочерью в Старый Свет на целых два года с тем, чтобы развлекаться и путешествовать. Он много работал и теперь достаточно богат, чтобы позволить себе такой отдых.
   В конце ноября знаменитая «Атлантида» отправляется в плавание. Жизнь на пароходе идёт размеренно. Все  рано встают, пьют кофе, какао, шоколад, принимают ванны, делают гимнастику, гуляют по палубам для возбуждения аппетита. Потом все — идут к первому завтраку; после завтрака читают газеты и спокойно ждут второго завтрака; следующие два часа посвящаются отдыху — все палубы заставлены длинными камышовыми креслами, на которых, укрытые пледами, лежат путешественники, глядя в облачное небо. Затем — чай с печеньем, а вечером — то, что составляет главнейшую цель всего этого существования, — обед.  После обеда в бальной зале начинаются танцы, мужчины в баре курят сигары, пьют ликёры, и им прислуживают негры в красных камзолах.
   Пароход приходит в Неаполь, семья господина из Сан-Франциско останавливается в дорогом отеле, и здесь их жизнь тоже течёт по заведённому порядку. Однако декабрь в Неаполе выдался в этом году ненастный: ветер, дождь, на улицах грязь. И семья господина из Сан-Франциско решает отправиться на остров Капри, где, как все их уверяют, тепло, солнечно и цветут лимоны.
  Маленький пароходик  перевозит господина из Сан-Франциско с семьёй на Капри. Фуникулёр доставляет их в маленький каменный городок на вершине горы, они располагаются в отеле, где все их радушно встречают, и готовятся к обеду. Господин из Сан-Франциско направляется в уютную, тихую читальню отеля, раскрывает газету — и вдруг строчки вспыхивают перед его глазами, пенсне слетает с носа, и тело его, извиваясь, сползает на пол. Хозяин пытается успокоить гостей.
    Господина из Сан-Франциско переносят в самый маленький и плохой номер; жена, дочь, прислуга стоят и глядят на него, и вот то, чего они ждали и боялись, совершилось, — он умирает. Жена господина из Сан-Франциско просит хозяина разрешить перенести тело в их апартаменты, но хозяин отказывает: он слишком ценит эти номера, а туристы начали бы их избегать, так как о случившемся тут же стало бы известно всему Капри. Гроба здесь тоже нельзя достать — хозяин может предложить длинный ящик из-под бутылок с содовой водой.
  На рассвете извозчик везёт тело господина из Сан-Франциско на пристань, пароходик перевозит его через Неаполитанский залив, и та же «Атлантида», на которой он с почётом прибыл в Старый Свет, теперь везёт его, мёртвого, в просмолённом гробу, скрытого от живых глубоко внизу, в чёрном трюме. Между тем на палубах продолжается та же жизнь, что и прежде, так же все завтракают и обедают, и все так же страшен волнующийся за стёклами иллюминаторов океан.

«Темные аллеи»
сборник

   Все произведения Бунина – независимо от времени их создания –  полны  интересом к вечным загадкам человеческого существования: времени, памяти, наследственности, любви, смерти, погруженности человека в мир неведомых стихий, обреченности человеческой цивилизации, непознаваемости на земле окончательной истины.
  Писатель в цикле «Темные аллеи» заставляет читателя задуматься о сложности взаимоотношений в людском обществе, о значении красоты и счастья, о быстротечности времени и о большой ответственности за судьбу другого человека.

   Сборник «Тёмные аллеи» впервые был издан в 1943 году в Нью-Йорке.
В него вошло одиннадцать рассказов. Во второе издание (Париж, 1946) — 38. Рассказы существенно отличаются структурой, объёмом, характером персонажей. Название сборника Бунин взял у Н. Огарева (близкий друг Герцена). 

  Новеллы  Ивана Бунина  отражают разные временные пласты жизни человека, но все так или иначе касаются одной общей темы — любви, которая раскрывается автором как величайший человеческий дар, как счастье, достающееся человеку, какими бы страшными обстоятельствами это чувство ни сопровождалось. Автор считал эту книгу «самой совершенной по мастерству», высшим своим достижением.
   По словам В.Н. Муромцевой-Буниной, писатель подчёркивал, что в цикле «Тёмные аллеи» каждый рассказ написан своим ритмом, в своём ключе. Трактовка Буниным темы любви связана с представлениями о  могучей силе. По мнению писателя, любовь трагедийна, так как резко меняет жизнь человека. 
Для героев Бунина любовь — главное в жизни. Она требует высочайшего напряжения духовных и физических сил, чаще всего её финал трагичен («Чистый понедельник», «Натали»)
  Книга эта целиком о любви. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена».  При огромном разнообразии индивидуальностей, социального положения и т. п. они живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. 
 В сборнике нет долгой любви, есть в каждой новелле сюжет, который состоит из пересказа событий. В каждом есть своя изюминка.
   Новеллы этого сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов — Руся, Антигона, Галя Ганская (одноименные рассказы), Поля («Мадрид»), героиня «Чистого понедельника».   В «Темных аллеях» встречается и грубоватая чувственность, и просто мастерски рассказанный игривый анекдот («Сто рупий»), но сквозным лучом проходит через книгу тема чистой и прекрасной любви.   Любовь как бы говорит: «Там, где я стою, не может быть грязно!»
   Бунин мастерски использует описание природы для того, чтобы передать чувства и мысли лирических героев. Он начинает свой рассказ с пейзажа, который подготавливает читателя к восприятию истории любви двух людей, пути которых таинственным образом трагически разошлись. Рассказ потрясает искренностью и правдивостью.  Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, безумно любит героиню, готов на все ради нее.  
   Читая бунинские новеллы, обращаешь внимание на то, что он никогда не пишет о счастливой, благополучной любви. 
  Почему же Бунин никогда не рассказывает о счастливой любви, соединяющей влюбленных? Наверное, потому, что соединение любящих — это уже совсем иные чувства и отношения. Здесь нет места страданиям и боли, но нет и того блаженства, «зарниц счастья». Поэтому в тот момент, когда история любви идет к счастливому завершению, непременно появляются непредвиденные обстоятельства или разражается катастрофа, вплоть до смерти героев. С присущим ему высоким мастерством писатель стремится остановить мгновение на высшем взлете чувств. 
«Темные аллеи»  Слушать 
1938г.

   Простой сюжет рассказа – богатый молодой красавец-помещик обольщает, а затем бросает горничную. Короткое произведение - мгновенная вспышка памяти об ушедшей молодости и любви.
Развитие событий
стоянка на постоялом дворе убеленного сединами   военного
Кульминация
внезапная встреча с бывшей возлюбленной
Заключение
размышления военного в пути спустя несколько минут после встречи

 Автор нам говорит о том,  что герой устал от жизни, но по-прежнему красива и легка, полна жизненных сил его бывшая возлюбленная. Он отказался когда-то от любви и всю оставшуюся жизнь провел без нее, а значит и без счастья.
Сюжет

   В осенний ненастный день грязный тарантас подъезжает к длинной избе, в одной половине которой размещается почтовая станция, а в другой — постоялый двор. В кузове тарантаса сидит «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником». 
  Старик заходит в сухую, тёплую и опрятную горницу постоялого двора. Его встречает хозяйка, темноволосая, «ещё красивая не по возрасту женщина». Приезжий просит самовар и хвалит хозяйку за чистоту. В ответ женщина называет его по имени — Николай Алексеевич — и тот узнаёт в ней Надежду, свою бывшую любовь, с которой не виделся лет тридцать пять.
  Николай Алексеевич расспрашивает её, как она жила все эти годы. Надежда рассказывает, что господа дали ей вольную. Замужем она не была, потому что уж очень любила его, Николая Алексеевича. Тот, смутившись, бормочет, что история была обыкновенная, и всё давно прошло — «с годами всё проходит». Героиня всё помнит. Она жила им всю жизнь, зная, что для него словно ничего и не было. После того, как он её бессердечно бросил, она не раз хотела наложить на себя руки.
   Николай Алексеевич помнит, как прекрасна была Надежда. Он тоже был хорош, недаром она отдала ему «свою красоту».
   Взволнованный и расстроенный, Николай Алексеевич просит Надежду уйти и прибавляет: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Но она не простила.
Николай Алексеевич приказывает подавать лошадей. Он тоже не был счастлив никогда в жизни. Женился по большой любви, а жена бросила его ещё оскорбительнее, чем он Надежду. Надеялся на сына, но тот вырос «негодяем, наглецом без чести и совести».
   На прощание Надежда целует Николаю Алексеевичу руку, а он целует руку у неё...
   Кучер говорит, что она смотрела им вслед из окна, и добавляет, что Надежда — баба умная, даёт деньги в рост, но справедлива.
  Теперь Николай Алексеевич понимает, что время романа с Надеждой было лучшим в его жизни : «Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи...». Он пытается представить, что Надежда — не хозяйка постоялого двора, а его жена, хозяйка его петербургского дома, мать его детей и, закрыв глаза, качает головой.
«Солнечный удар»  Слушать
1925 г.

  В этом рассказе  автор также размышляет о любви, где она приходит как озарение, как яркая вспышка, как солнечный удар; о ее роли  в судьбе человека. Это стихийное и часто трагичное чувство, которое, тем не менее, является великим даром. Бунин  утверждал: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». 

Развитие действий
- момент, когда поручик и незнакомка вместе, оба находятся в смятении, несколько растеряны.
Кульминация
- момент прощания поручика и молодой женщины
Развязка событий
- момент пробуждения нежного чувства, с которым трудно совладать.

  Мотив солнца в рассказе постепенно меняет свою окраску: в начале светило ассоциируется с радостным светом, жизнью и любовью, то в конце - «бесцельное солнце», герой испытал «страшный солнечный удар». Безоблачный небосклон стал для него сероватым, а улица, упираясь в него, горбатилась. Поручик тоскует и чувствует себя постаревшим на 10 лет: он не знает, как найти даму и сказать ей, что больше не может жить без нее.
  По мнению И. Бунина, настоящая любовь, как уже было сказано, приходит и уходит внезапно, как солнечный удар; любовь – это шрам, который остается в памяти, но не лежит бременем на душе. Герой понимает, что снова способен видеть улыбающихся людей. Он и сам скоро сможет радоваться: душевная рана может затянуться и почти не болеть.

Сюжет

Познакомились они летом, на одном из волжских пароходов. Он — поручик, Она — прелестная маленькая, загорелая женщина (сказала, что едет из Анапы). «…Я совсем пьяна, — смеялась она. — Вообще я совсем с ума сошла. Три часа тому назад я даже не подозревала о вашем существовании». Поручик целовал её руку, а сердце его блаженно и страшно замирало…
    Пароход подходил к пристани, поручик умоляюще пробормотал: «Сойдем…» И через минуту они сошли, на запыленной пролетке доехали до гостиницы, прошли в большой, но страшно душный номер. И как только лакей затворил за собой дверь, оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой.
    А утром она уехала, она, маленькая безымянная женщина, шутя называвшая себя «прекрасной незнакомкой», «царевной Марьей Моревной». Утром, несмотря на почти бессонную ночь, она была свежа, как в семнадцать лет, немного смущена, по-прежнему проста, весела, и — уже рассудительна: «Вы должны остаться до следующего парохода, — сказала она. — Если поедем вместе, все будет испорчено. Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…» И поручик как-то легко согласился с нею, довез до пристани, посадил на пароход и при всех поцеловал на палубе. Так же легко и беззаботно возвратился он в гостиницу. Но уже что-то изменилось. Номер показался каким-то другим. Он был ещё полон ею — и пуст. И сердце поручика вдруг сжалось такой нежностью, что он поспешил закурить и несколько раз прошелся взад и вперед по комнате. Не было сил смотреть на неубранную постель — и он закрыл её ширмой: «Ну вот и конец этому «дорожному приключению»! — подумал он. — И прости, и уже навсегда, навеки… Ведь не могу же я ни с того, ни с сего приехать в этот город, где её муж, её трехлетняя девочка, вообще вся её обычная жизнь!» И мысль эта поразила его. Он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас и отчаяние. «Да что же это такое со мной? Кажется, не в первый раз — и вот… Да что в ней особенного? В самом деле, точно какой-то солнечный удар! И как же я проведу без нее целый день в этом захолустье?» Он ещё помнил её всю, но теперь главным было это совсем новое и непонятное чувство, которого не было, пока они были вместе, которого он и предположить не мог, затевая забавное знакомство. Чувство, о котором некому было сказать теперь. И как прожить этот бесконечный день, с этими воспоминаниями, с этой неразрешимой мукой?… Нужно было спасаться, чем-нибудь себя занять, куда-нибудь идти. Он пошел на базар. Но на базаре все было так глупо, нелепо, что он бежал оттуда. Зашел в собор, где пели громко, с сознанием исполненного долга, потом долго кружил по маленькому запущенному садику: «Как вообще можно спокойно жить и вообще быть простым, беспечным, равнодушным? — подумал он. — Как дико, как нелепо все будничное, обычное, когда сердце поражено этим страшным «солнечным ударом», слишком большой любовью, слишком большим счастьем!». Возвратясь в гостиницу, поручик зашел в столовую, заказал обед. Все было хорошо, но он знал, что не задумываясь умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть её, высказать ей, доказать, как он мучительно и восторженно любит её… Зачем? Он не знал зачем, но это было необходимее жизни. Что же теперь делать, когда избавиться от этой неожиданной любви уже невозможно? Поручик встал и решительно отправился на почту с уже готовой фразой телеграммы, но у почты в ужасе остановился — он не знал ни фамилии, ни имени её! А город, жаркий, солнечный, радостный, так нестерпимо напоминал Анапу, что поручик, с опущенной головой, шатаясь и спотыкаясь, зашагал назад. Он вернулся в гостиницу совершенно разбитый. Номер был уже прибран, лишен последних следов её, — только одна забытая шпилька лежала на ночном столике! Он лег на кровать, лежал, закинув за голову руки и пристально глядя перед собой, потом стиснул зубы, закрыл глаза, чувствуя, как по щекам катятся слезы, и, наконец, заснул…. Когда поручик проснулся, за занавесками уже желтело вечернее солнце, и вчерашний день и нынешнее утро вспомнились так, словно были десять лет назад. Он встал, умылся, долго пил чай с лимоном, заплатил по счету, сел в пролетку и поехал к пристани. Когда пароход отчалил, над Волгой уже синела летняя ночь. Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.

«Чистый понедельник *»
1944г.

  У главных героев рассказа отсутствуют имена (типизация).  Они абсолютно разные люди. Он: несмотря на свою привлекательность и образованность, обыкновенный, не отличающийся особой силой характера, человек.
Она:  героиня безымянна. Бунин называет героиню - она.
Ей свойственно  таинственность, стремление к уединению; «видеть в темноте», «почувствовать»,  странность,  чувство родины, её старины; Русь сохранилась лишь в жизни, уход в монастырь – переход во внешний мир.
   Автор использует  контрастность:
- темнота и свет (сумерки, вечер; собор, кладбище – свет);
- мороз и тепло;
- стремительность и покой.
Действие происходит в 1913 году.
Своими воспоминаниями делится молодой человек
Развитие действий
 Воспоминания героя: рассказ о знакомстве с героиней, времяпровождение
Кульминация
 Наступает Чистый понедельник (первый день Великого поста), любовное соединение в первый день поста – большой грех (мотив греха), смысл заглавия.
Развязка  событий
Письмо – разрушение надежд (традиционный мотив)
Предопределение, судьба ("почему-то захотелось")
Финал
Встреча в монастыре
  Рассказ «Чистый понедельник» - это не только рассказ о любви, но и о нравственности, необходимости жизненного выбора, честности перед собой. По Бунину, любовь – это  мука и счастье, красота и ужас: «Всё та же мука и всё то же счастье…»;  скоротечность любви (обманность: слова Каратаева); невозможность брака.
Сюжет

   В зимний вечер герой рассказа шёл от Красных ворот к храму Христа Спасителя, недалеко от котороего жила его возлюбленная. Каждый вечер он возил ее в рестораны, театры, на концерты. Полной близости она не позволяла, и от этого он пребывал в постоянном напряжении. Но, тем не менее, счастье не покидало его.
 Она принимала его подарки,   благодарила за новые книги, шоколад, цветы.   Была неравнодушна к дорогой одежде, мехам.
  Богатая и красивая пара неизменно привлекала внимание окружающих. Он был «неприлично красив» какой-то южной красотой. Она настоящая «персидская» красавица со смугло-янтарным лицом, черными волосами и бархатными глазами. Была молчалива, много думала, читала.
   Они однажды  познакомились  на лекции певшего и танцевавшего Андрея Белого. Наш герой так хохотал, что она обратила на него внимание и тоже рассмеялась. Он  же все время говорил ей  о силе своей любви, упрекая ее в невнимании. Она же успокаивала его, говоря о том, что кроме отца в Твери и его самого у нее никого нет. Он видел, что ей многое в жизни не нравилось, и от этого любовь казалась ему странной. Но он по-прежнему с нежностью смотрел на неё и слушал ее медленный голос, чувствуя и муку, и счастье.
   Шли месяцы. Настало Прощеное воскресенье. В 5 вечера он приехал и застал ее одетой в черную шубку и такого же цвета шляпку и ботики. Ласково глядя на него, она предложила поехать в Новодевичий монастырь.
Он удивился и вдруг услышал, что ей надоели кабаки, что она часто ходит в кремлевские соборы, слушая там пение.
  Они ходили по заснеженным кладбищенским дорожкам. Он с нежностью смотрел на ее маленькие следы.
 Темнело.  Они ездили по Москве, потом  отправились есть блины в трактир Егорова.  Там было парно, словно в бане. Они прошли в комнату, где в углу висела икона Богородицы Троеручицы и горела лампадка. Она вдруг заговорила о религии, о дивном пении, о том, что, возможно, и она когда-нибудь уйдет в монастырь. Его сильно встревожили эти слова.
Она позвала его на «капустник*». На следующий день он зашел в ярко освещённую квартиру и увидел ее, удивительно красивую, театрально стоящую у пианино. На «капустнике» она пила шампанское, много курила, пристально глядя на кривляющихся актеров. Потом танцевала, вызывая восхищение окружающих. Уже в третьем часу ночи они ушли.  
  Она пригласила его к себе…На рассвете он проснулся от ее пристального взгляда. Склонившись, она сказала, что уезжает в Тверь, что после напишет ему.
  Через 2 недели пришло послание, краткое и ласковое, но в нем была твёрдая просьба не искать ее. Она писала, что не вернется, пойдет на послушание, а затем, возможно, на постриг. Он не стал ее разыскивать, шатался по грязным кабакам, пил безбожно. Со временем все же стал отходить, но безнадежно и равнодушно.
  Прошло около 2 лет с того самого чистого понедельника. Под Новый год он поехал в Кремль, в Архангельском соборе стоял долго, не молясь. А потом он ездил по их местам и не мог сдержать слез.

   У ворот Марфо-Мариинской обители остановился, услышав умиленные девичьи голоса. Дав рубль дворнику, прошел внутрь двора. Из церкви вышла вереница поющих монахинь, у лиц которых мерцали огоньки свечей. И вдруг одна из них устремила взгляд в темноту, словно увидела его. Трудно сказать, могла ли она чувствовать его присутствие. Он тихо вышел из ворот обители.

Комментариев нет:

Отправить комментарий