понедельник, 17 октября 2016 г.

Лирика В.Маяковского.

В. В. Маяковский
(1893- 1930 гг.)

  Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдады.
  Первое образование в биографии Маяковского было получено в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году.
  В 1906 году переехал в Москву вместе с матерью. Он увлекся живописью, творчеством футуристов, но  и  участвовал в революционных выступлениях молодежи, знакомился с социал-демократической литературой.

Темы и образы ранней лирики
Основной конфликт ранних произведений
Противопоставление
мечта
действительность
стремление к гармонии
невозможность гармонических отношений в современной поэту жизни
поэт
толпа

Ранимость и чуткость поэтической души
Внешнее представление о поэте
Какой поэт на самом деле
 С первого же появления Маяковского
в печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана.
 Высокий, странно выглядевший в неиз­менной желтой кофте («Чтобы не походить на вас!»), этот хулиган - горлан был нена­вистен определенной категории публики.
За внешностью, напускной грубостью Мая­ковского скрывается ранимая и чуткая душа поэта, одинокая и не всегда понятая. Маяков­ский одинок, и одинок его лирический герой: Время!
Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мойв божницу уродца века! Я одинок, как последний глазу идущего к слепым человека!

Лирический герой раннего Маяковского
Это
- сильная бунтующая личность, протестующая против начавшейся мировой войны и социальных несправедливостей
-личность, противопоставляющая себя обывателям
- одинокий герой
- автором создается образ, который несет на себе печать трагизма.
- одинокий лирический героя ранней лирики Маяковского окружен антиподами
- временами автор одевает на своего маску циника и пошляка от великого от­чаяния, устав бороться с «громадиной зла»

Почему автор создает образ такого лирического героя?
* чтобы быть услышанным, чтобы обратили внимание
* из-за стремления шокировать окружающих грубыми выпадами, пойти вразрез с общественной моралью, бросить вызов общественности
* но поэт отказывается от такой позы, раскрывая душу, полную сострадания и любви к людям

Почти в каждом стихотворении из ранней мучительную любовь и веру в человека:
Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!
(«Скрипка и немножко нервно»)
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают
- значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
(«Послушайте!»)

  Маяковский восторженно приветствовал Октябрьскую революцию: "Моя революция", и это определило характер его творчества в послеоктябрьский период.
   В 20-е годы поэт много ездит по родной стране, часто бывает за рубежом.

«Нате»(1913 г.)

    Неприятие существующей действительности – основной мотив ранней лирики Владимира Маяковского. Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе.   Поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. 
  Герой стихотворения - поэт – будет служить искусству, а не этой толпе, которая впустую прожигает жизнь. Монолог творца очень эмоционален, каждое слово в нем бичует публику, состоящую из пошлых обывателей:
    Через час отсюда в чистый переулок
    вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
    а я вам открыл столько стихов шкатулок,
    я – бесценных слов мот и транжир.
      Людей поэт изображает в виде одного сплошного жира, к тому же «обрюзгшего».
  Стихи являются «самоцветами» сердца поэта, и хранятся они  поэтому в «шкатулках». Герой не прячет эти «драгоценности», он готов открыть тайники своей души всем и каждому. Но беда в том, что его поэзия не нужна обществу, как, впрочем, и культура вообще.   
  Творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду. Я думаю, отсюда эта показная грубость и циничность лирического героя:
    А если сегодня мне, грубому гунну,
    кривляться перед вами не захочется - и вот
    я захохочу и радостно плюну,
    плюну в лицо вам
    я – бесценных слов транжир и мот.
 Маяковский  призывает человека совершенствоваться: духовная смерть гораздо страшнее физической. 

Поэма «Облако в штанах» (1915 г.)

  Сам Маяковский сначала хотел назвать эту поэму «Тринадцатый апостол». Её он  определил как «тетраптих», смысл четырех частей которой – «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», долой вашу религию». Все эти части связывает ведущий образ – лирическое «Я». «Бешеный» - нежный не мужчина, а – облако в штанах». Это самоирония.
  Основной прием изображения – антитеза: противопоставление всему обществу  вырастает до противопоставления всему мирозданию.
   Яростно конфликтуя с миром, герой обнаруживает свою бунтарскую сущность. Противоречивость, раздирающая героя, обрекает его на трагическое одиночество. 
Сюжет

  1-я часть. Откровенный разговор о любви. Реальность происходящего сознательно подчеркивается и преувеличивается (прием гиперболы). Герой на пределе чувства, каждая минута, час ожидание любимой – мука. И как итог страданий – казнь. Нервы обнажены, издёрганы.
  Появляется героиня. разговор идет не о любви – нелюбви.
«Пожар сердца» сжигает героя. Катастрофа, постигшая героя, сопоставима с  мировыми катастрофами. Трагедия любви переживается поэтом.
  2-я часть. Отношение героя и искусства. Герой отрицает вымученное, вялое искусство.
« Мы сами творцы в горящем гимне!» Это гимн живой жизни, которая ставиться выше «Я». Герой готов на самопожертвование и  даже отождествляет себя с самим Богом. Так автор определяет цель поэзии  и назначение поэта.
  3-я часть. Размышления над тем, кого вести под этим «знаменем», сделанного из «растоптанной» души поэта. Кругом пошлость, бездарность, уродство. Этот пошлый мир нужно разрушить  во что бы то ни стало. Сам же герой берет на себя роль «тринадцатого апостола».
  4-я часть.   От глобальных замыслов по переделке мира герой возвращается к мыслям о своей любимой. Герой  становится покорным, любимая заменяет всё, она необходима, как «хлеб насущный». Поэт говорит о своём «в муках рожденном  слове»:  оно «величием равное Богу». В этом, конечно, кощунство, постепенно перерастающее в бунт против Создателя. Отказ любимой провоцирует этот бунт.
   Главное обвинение Богу  не в неправильном устройстве мира, не в социальной несправедливости. Герой спрашивает: « Отчего ты не выдумал, чтоб было бы без мук целовать, целовать, целовать?!»
   Здесь и мольбы, и упреки, и стоны, и властные требования, и нежность, и клятвы. Но поэт напрасно надеется на взаимность. Ему остается только кровоточащее сердце, которое несет он, «как собака... несет перееханную поездом лапу».
Финал поэмы — картина бесконечных пространств, космических высот и масштабов. Сияют зловещие звезды, высится враждебное небо. Поэт ждет, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо.

Лирический герой поэмы – «красивый двадцатидвухлетний». С максимализмом входящего в жизнь молодого человека выражена в поэме мечта о времени, лишенном страданий, о грядущем бытии, где восторжествуют «миллионы огромных чистых любвей». Тема личных, непреодоленных потрясений перерастает в прославление будущего счастья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий