понедельник, 17 октября 2016 г.

А.А. Ахматова. "Реквием"

А.А. Ахматова
(1889-1966 гг.)

   Анна Андреевна Горенко (Ахматова творческий псевдоним) – известная русская поэтесса, родилась 11 июня 1889 года на станции Большой Фонтан под Одессой.   
  Грамоте девочка училась по азбуке Толстого. Вскоре она поступила Мариинскую гимназию.    Первое своё стихотворение она написала в возрасте одиннадцати лет.  
    Она поступила на юридическое отделение Киевских женских курсов.    В 1910 Анна с Н. Гумилёвым обвенчались, вернулась в Царское Село. Также она несколько раз побывала во Франции в Париже.    
   Произведения Ахматовой начали печататься и российских журналах, в частности в петербургском «Аполлоне». Вышел её первый сборник под названием «Вечер». В 1914 вышел второй сборник Анны Ахматовой — «Четки», принесший ей всероссийскую славу.
  После революции отношения Ахматовой с родиной были не простыми. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова «родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев.
Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован и расстрелян муж. Потом арестован ее единственный сын Лев Гумилев.
  Именно в эти годы Ахматова начинает писать поэму «Реквием». Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Основные мотивы поэмы - память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы. Отдельные стихотворения объединены одной идеей — протестом против насилия.

  Массовые репрессии в стране, трагедийные события личной жизни (неоднократные аресты и ссылки сына и мужа) вызвали к жизни «Реквием» (1935-1940). Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.
  Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года.   Слово «Реквием» переводится как «заупокойная месса», как богослужение по умершему. Одновременно это — обозначение траурного музыкального произведения.
    В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом
Принцип  ахматовского повествования — многогеройность.
Три голоса, звучащие в поэме «Реквием»: матери, поэта и историка - в конце поэмы сплетаются с голосами целого поколения, всего народа.

 «Реквием» (1935-1940 гг.)

   Композиция поэмы имеет сложную структуру: она включает в себя 
эпиграф, вместо предисловия, посвящение, вступление, 10 глав (три из которых имеют название: VII – Приговор, VIII – К смерти, Х – Распятие) и эпилог (состоящий из трех частей).. Обе они посвящены сыну и движению Времени — времени его заключения.       Каждое из десяти стихотворений, составляющих поэму, лирическое. Фрагментарность свойственна почти каждой главке поэмы. Это может быть отрывок народно-исторического сюжета, песня, без начала и конца, фрагменты из Евангелия. Гневный голос поэта — страдающего гражданина своей страны — слышится в шести главах поэмы (плюс эпиграф).
Сюжет
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был…
  «Предисловие»  определяет свою гражданскую позицию «в страшные годы ежовщины»: «Реквием» написан по заказу «женщины с голубыми губами», истощенной и изможденной, стоявшей вместе с Ахматовой в очереди ленинградской тюрьмы Крестов в полном оцепенении.
 «Посвящение» вводит в поэму других героинь — «невольных подруг … осатанелых лет». В этой главе Ахматова пишет не только о своем горе, но и о горе Родины, о горе всех людей. Поэтому лирическое «я» поэта превращается в «мы». И поэма звучит масштабно, всеохватно:
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река…
«Вступление» к «Реквиему» рисует образ Ленинграда того времени.  Это город, в котором существуют только тюрьмы. Он изображен кровавым и черным («под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь»). Звуки города — паровозные гудки, люди в нем — осужденные. Это безумный город, над которым стоит звезда смерти.
 1-я глава.  В поэме развивается образ лирической героини — матери, потерявшей своего сына. 
 2-я глава. «Реквиема» написана в жанре колыбельной (лексические повторы: «Тихо льется тихий Дон»), считалки четырехстопным хореем. Внешне героиня спокойна и сдержанна, но за этим спокойствием скрыто начинающееся безумие от горя, образ которого раскрывается далее в поэме.

 3-я глава. Страдающая героиня   пытается взглянуть на свое горе со стороны. Образ «черных сукон» выражает всеобщую скорбь о погибающих людях. 
4-5-я главы. Отчаяние матери достигает кульминации:
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
В сознании матери все смешалось, безумие достигает своего апогея. Образ звезды, взятый из Библии, у Ахматовой обозначает не рождение, а смерть главного героя — сына.
6-7-я главы. Образ сына ассоциируется с Христом. Его жизнь — это крестный путь, а путь матери — крест, жертва. Она сходит с ума, просит Бога о смерти.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
8-я глава «К смерти» стала кульминацией в эмоциональном плане. Героиня готова принять смерть в любой форме: «отравленный снаряд», «тифозный чад», «гирька бандита».
9-я глава. Но смерть не приходит, и героиня — мать окаменевает от страдания.
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.
Смерть не приходит. Память жива. Она становится главным врагом.
 10-я глава. Глава «Распятие» — поэтико-философском центре поэмы «Реквием».   Ахматова переосмысляет библейскую ситуацию распятия. Эта история представляется Ахматовой не только как трагедия Христа, но и трагедия матери, о которой в Библии не сказано ни слова. Трагедия лирической героини изображена реалистично — это трагедия самой Ахматовой, и ее ужас — страшнее ужаса Марии. Трагедия матери становится общечеловеческой, частная история получает национальное звучание.  
   В «эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей.
   Голос лирической героини крепнет, вторая часть эпилога звучит как торжественный хорал, сопровождаемый ударами погребального колокола:
         Опять поминальный приблизился час.
         Я вижу, я слышу, я чувствую вас.
Замыкающий поэму эпилог «переключает время» на настоящее, возвращая нас к мелодии и общему смыслу предисловия и посвящения: снова появляется образ тюремной очереди «под красною ослепшею стеною». 
   В поэме личная трагедия поэта прячется за темой векового страдания и унижения всего русского народа. Ведь «Реквием» — это не документ о жизни поэта в годину горя, а разговор о прошлом, настоящем и будущем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий