понедельник, 17 октября 2016 г.

А.И. Солженицын.«Матрёнин двор»

А.И. Солженицын 
(1918 – 2008 гг.)

 Солженицын Александр Исаевич родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске.
Родители были выходцами из крестьян.
Он получил хорошее образование: поступил на физико-математический факультет Ростовского университета, а в 1941 г., получив диплом математика, окончил заочное отделение Института философии, литературы и истории (ИФЛИ) в Москве.
   После начала Великой Отечественной войны его призвали в армию (артиллерия). 9 февраля 1945 г. Солженицына арестовали: обнаружили критические замечания в адрес И. В. Сталина.  В 1957 г. Солженицына реабилитировали.
Он писал, но его произведения были запрещены:  романы «В круге первом» (1968 г.), «Раковый корпус» (1969 г.), Архипелаг ГУЛАГ, 1918-1956. 
 В 1976 г. он переехал в США и жил в штате Вермонт, занимаясь литературным творчеством.
   Только в 1994 г. писатель смог вернуться в Россию. До последнего времени Солженицын продолжал писательскую и общественную деятельность. 

 «Матрёнин двор» (1963 г.)

Рассказ был напечатан  в журнале «Новый мир». Первоначально рассказ назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, название было изменено. По этим же при­чинам год действия в рассказе, 1956,  был заменен автором на 1953. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографи­чен и достоверен»,  да и отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич. Жизнь Матрены Василь­евны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное на­звание деревни — Мильцево Купловского района Владимирской об­ласти. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. 

Сюжет

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына. Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово...
Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.
Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но, в конце концов, по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, он был в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.
Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.
Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?
Отсюда нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий