понедельник, 17 октября 2016 г.

Произведения А.И. Куприна

А.И.Куприн
(1870-1938 гг.)

     Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 г. в городе Наровчат Пензенской губернии. В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжёлого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище. В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную гимназию (с 1882 г. кадетский корпус), а в 1888 г. — в московское  Александровское военное училище.
Первые литературные опыты он предпринял во время учёбы в кадетском корпусе, а в 1889 г. увидел свет его рассказ «Последний дебют», за который автор получил в училище дисциплинарное взыскание).
Им были написаны повести «Молох» (1896 г.), «Поединок» (1905 г.), «Яма» (1909 — 1915 гг.), рассказ «Гранатовый браслет» (1911 г.).
Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его.
Куприн примкнул к армии Н. Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928—1932 гг.).
Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно.
 
«Куст сирени» (1894 г.)

Идея рассказа. Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.
Сюжет
Николай Евграфович Алмазов, молодой небогатый офицер, учится в Академии генерального штаба. Два года подряд он проваливается и, наконец, на третий, поступает. Все экзамены он проходит благополучно. Наступает последний, решающий. Все это время Алмазова поддерживает его жена Верочка. Она отказывает себе во всём необходимом, пытаясь создать мужу условия для учёбы, поддерживает в нём бодрость духа.
С последнего экзамена Алмазов приходит домой, насупившись. Ему нужно было представить профессору план местности. Алмазов чертил его накануне вечером и от усталости посадил на карту чернильное пятно. Чтоб его замаскировать, он нарисовал на пятне кусты. Профессор попался очень педантичный. Он сказал, что знает эту местность лучше, чем свою собственную спальню, никаких кустов там нет, и выгнал Алмазова с экзамена.
Подумав, Верочка отвозит в ломбард все свои драгоценности. Она выручает намного меньше, чем они стоили на самом деле, но этой суммы ей хватает. Поздним вечером Верочка приезжает к садовнику и уговаривает его сейчас же посадить на указанном месте кусты. Садовник проникается сочувствием и предлагает посадить сирень. Верочка следит за рабочими и успокаивается только тогда, когда те заравнивают землю. Теперь не видно, что кусты только что посажены.
 На следующий день Алмазов показывает профессору растущий куст сирени. Удивлённый профессор извиняется перед Алмазовым, которому становится стыдно за свой обман. С тех пор сирень становится у Верочки любимым цветком. 
Прием антитезы автор использует в описании поведения героев рассказа
Николай
Вера
«...он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами»
«Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость» «Она научилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом»
«Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону»
«Наконец она заговорила с ним первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого тяжелобольного человека»
«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил тяжело и раздраженно...»
«Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова»
«Во все время разговора он вытаскивал из стоящей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол»
«Вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла...»
«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли»
«Вера возразила, топнув ногой»
«Алмазов уговаривал жену отправиться домой»
«Вера горячо суетилась и мешала рабочим...»
Подпрыгивающая походка, «лицо его сияло торжеством одержанной победы»
«На другой день никак не могла усидеть дома…» «Она заставляла его еще и еще раз передать ей в подробностях весь разговор с профессором»
Композиция произведения
Завязка
Начало рассказа «поняла, что произошло большое несчастье»
Экспозиция
Вставной фрагмент, пояснение о жизни семьи Алмазовых
Кульминация
Решение Веры исправить положение
Развязка
Благополучное решение проблемы
В рассказе три части:
1 часть -  «Горе»: Алмазов приходит домой с плохой новостью
2часть – «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть – «Счастье»: все благополучно завершилось
Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот,  называется зеркальной композицией.

«Чудесный доктор» (1897 г.)

 Первое, на что следует обратить внимание  -  заявление автора в самом начале, что рассказ «не есть плод досужего вымысла». Всё описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст.

Сюжет

Киев. Семейство Мерцаловых уже более года ютится в сыром подвале старого дома. Самый младший ребёнок голоден и кричит в своей колыбели. У девочки постарше высокая температура, но на лекарство денег нет. В предновогодний вечер Мерцалова посылает двух старших сыновей к человеку, у которого её муж работал управляющим. Женщина надеется, что он поможет им, но детей выгоняют, не дав ни гроша.
Все беды начались с того, что Мерцалов заболел тифом. Пока он поправлялся, его место управляющего занял другой человек. Все сбережения семьи ушли на лекарства, и Мерцаловым пришлось переселиться в сырой подвал. Начали болеть дети. Одна девочка умерла три месяца назад, а теперь заболела Машутка. В поисках денег на лекарства Мерцалов обошел весь город, унижался, выпрашивал, но не достал ни копейки.
Узнав, что у детей тоже ничего не вышло, Мерцалов уходит.
Он бесцельно бродит по городу и сворачивает в общественный сад. Здесь царит глубокая тишина. Мерцалову хочется покоя, в голову приходит мысль о самоубийстве. Он почти решается, но тут рядом с ним садится невысокий старик в меховом пальто. Он заговаривает с Мерцаловым о новогодних подарках, и того охватывает «прилив отчаянной злобы». Старик, однако, не обижается, а просит Мерцалова рассказать всё по порядку.
Минут через десять старик, оказавшийся доктором, уже входит в подвал Мерцаловых. Сразу появляются деньги на дрова и еду. Старик выписывает бесплатный рецепт и уходит, оставив на столе несколько крупных купюр. Фамилию чудесного доктора — профессор Пирогов — Мерцаловы находят на ярлыке, прикреплённом к пузырьку с лекарством.
С тех пор «точно благодетельный ангел снизошёл» в семью Мерцаловых. Глава семьи находит работу, а дети выздоравливают. С Пироговым же судьба их сводит только один раз — на его похоронах.
«Олеся»
1898 г.

«Олеся» - это эпическое произведение, повесть.
В центре внимания - Олеся, о которой рассказывает главный герой Иван Тимофеевич, он даёт оценки героине, выражает своё отношение ко всему, изображённому в повести.
Завязка сюжета
Разговор героя с Ярмолой о ведьмах
Развитие событий
Герой проявляет глубокий интерес к Олесе и её жизни; у них завязываются постоянные отношения.
Нарастание событий
Новый помещик в деревне решает осушить болота, и пришедший к Мануйлихе урядник требует,  чтобы она с внучкой  немедленно  покинули этот край.
Болезнь Ивана, из-за которой он долгое время не появлялся в лесной избушке
Кульминация
Герои признаются друг другу в любви.
Ради любимого Олеся готова пойти в церковь
Оскорбления  со стороны женщин, которые насмехались над ней, ругались и не позволяли девушке пройти. Кто-то предложил вымазать её дёгтем, а когда Олеся вырвалась из круга своих обидчиц, вслед ей полетели камни.

Финал
Переезд  героинь

  В любви "дикарки" и цивилизованного героя с самого начала чувствуется обреченность, которая пронизывает повествование грустью и безнадежностью.
   Слишком разными оказываются представления и взгляды влюбленных, которые приводят к разлуке, несмотря на силу и искренность их чувства.
   Сильная, чистая любовь героев не понята и не принята жестоким окружающим миром, настоящая любовь обречена на трагическое завершение.
Сюжет

 Герой - интеллигент, который случайно попал в Полесье. Ему скучно в глуши, он пытается общаться с крестьянами (занимается их лечением), читать, общаться с местной интеллигенцией в лице ксендза. Но эти попытки не удовлетворяют его потребности в общении, единственный его собеседник - Ярмола, которого Иван Тимофеевич учит грамоте. Основным занятием героя становится охота.
  Он узнает от обычно несловоохотливого Ярмолы о том, что на болотах живёт самая настоящая ведьма Мануйлиха, которая невесть откуда появилась в селе, а затем была выселена за его пределы за свои колдовские деяния. Отправляется на охоту и, заблудившись в лесу, натыкается на хату.
  Мануйлиха   встретила героя неприветливо, но, когда он достал серебряный четвертак и попросил старуху погадать, та заметно оживилась. А в самый разгар гадания опять стала выпроваживать незваного гостя — в дом зашла внучка ведьмы, темноволосая красавица «лет двадцати-двадцати пяти», которая показала герою дорогу домой и назвалась Олесей.
   Все первые весенние дни мысли героя не покидал образ Олеси. И, как только просохли лесные тропинки, он отправился в избушку колдуньи. Как и в первый раз, внучка встретила гостя куда приветливей, чем Мануйлиха. А когда гость попросил Олесю погадать ему, та призналась, что уже однажды раскинула на него карты, и главное, что она ему нагадала — что в этом году «падает вам большая любовь со стороны трефовой дамы с темными волосами». А тем, «кто будет вас любить, вы много горя принесете». Ещё карты рассказали Олесе, что трефовой этой даме герой принесет позор, такой, который хуже смерти… Когда Олеся отправилась провожать гостя, она попыталась доказать ему, что ей и её бабке принадлежит настоящий дар колдовства, и провела над ним несколько опытов. Потом герой пытается разузнать, откуда все-таки пришла Мануйлиха в Полесье, на что Олеся ответила уклончиво, что бабушка не любит говорить об этом. Тогда же герой впервые представляется — его зовут Иван Тимофеевич.
    С этого дня герой стал частым гостем в избушке. Олеся всегда была рада его видеть, хоть и встречала сдержанно. А вот старуха была не особенно довольна, но Ивану удалось задобрить её подарками, сыграло свою роль и заступничество Олеси.
    Ивана очаровывала не только красота Олеси. Его привлёк также её.
  Местный урядник приказал им убираться из хаты в двадцать четыре часа и пригрозил пустить их по этапам в случае непослушания. Герой вызывается помочь, и старуха не отказывается от предложения. Иван пытается упросить урядника не выгонять женщин из дома. Но, задобрив его угощениями и дорогими подарками, Иван добивается своего. Урядник Евпсихий Африканович обещает оставить в покое Мануйлиху и Олесю.
      Иван неожиданно и серьезно заболевает . И лишь после выздоровления ему удаётся выяснить отношения с Олесей. Которая честно призналась, что избегала встреч с Иваном лишь потому, что хотела уйти от судьбы. Но, поняв, что это невозможно, призналась ему в любви. Иван ответил ей взаимностью. Но Олеся все не могла забыть про своё гадание. 
    Тем временем служебные обязанности Ивана в Переброде были закончены, и все чаще приходила к нему мысль жениться на Олесе, забрать её с собой. Убедив себя в правильности этого решения, он делает предложение любимой. Но Олеся отказывается, мотивируя отказ тем, что не хочет портить жизнь молодому, образованному барину. В итоге она даже предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы. У Ивана возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви, на что Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть это своё суеверие. Она назначила ему встречу в церкви на следующий день, в праздник Святой Троицы, а Ивана охватило ужасное предчувствие.
    На следующий день герой не успел вовремя попасть в церковь, задержавшись по служебным делам, а когда вернулся, застал у себя местного конторщика, который рассказал ему о сегодняшней «потехе» — деревенские девки поймали на площади ведьму, которой задали встряску, хотели вымазать дёгтем, но той удалось сбежать. Действительно, Олеся пришла в церковь, отстояла обедню, после чего на нее накинулись деревенские бабы. Чудом вырвавшаяся Олеся пригрозила им, что они ещё вспомнят её и наплачутся досыта. Но все это подробности Иван смог узнать позже. А пока же он помчался в лес, и застал в хате избитую Олесю без памяти, охваченную лихорадкой, и проклинающую его Мануйлиху. Когда Олеся пришла в себя, она рассказала Ивану о том, что нельзя им больше здесь оставаться, поэтому нужно им проститься. 
    Этой же ночью жуткий град обрушился на Переброд. А утром Ярмола, разбудивший Ивана, посоветовал ему убираться из деревни — град, который побил жито у половины села, по мнению деревенских, был наслан колдуньями из мести. И озлобленный народ начал уже было про Ивана «кричать недоброе». Желая предупредить Олесю о грозящей ей беде, герой мчится в избу, где находит лишь следы спешного бегства и яркие красные бусы, которые остались единственной вещью на память об Олесе и её нежной, великодушной любви…

«Поединок»
1905 г.

  Повесть «Поединок» посвящена М. Горькому.  Основная тема  повести – кризис России, всех сфер русской жизни. Это  и история молодого человека, который переживает то, что Куприн называет «периодом созревания души»: приходит к выводу о ненужности армии, что  война станет немыслимой и армия отомрет.
 В повести несколько тематических линий: офицерская среда, строевая и казарменная жизнь солдат, личные отношения между людьми. 
Главный герой, Г. Ромашов,  среди офицеров   не находит единомышленников, потому что  почти все офицеры в повести – ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Они уверены в своем превосходстве. Их высокомерие, извращенные  представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство – следствие  изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. Солдаты же изображаются массой, пестрой по национальному составу, и они полностью бесправны. Телесные наказания, постоянные унижения – мучительная доля солдата. Куприн вызывает  в читателе с сострадание к ним, показывает, что на самом деле  это живые люди, а не безликие «винтики» военной машины.  В противоположность другим офицерам Ромашов по-человечески относится к солдатам.
    Ромашов — это тип пассивного мечтателя, мечта его служит не источником вдохновения, не стимулом для непосредственного действия, а средством ухода, бегства от действительности. Привлекательность же этого героя в его искренности. Он влюблен в жену своего однополчанина.    Шурочка — один из самых удачных женских образов у Куприна. Она привлекательна, умна, эмоциональна, но и рассудительна, прагматична. 
   Столкновение человека и офицера происходит сначала в душе  и сознании Ромашова: он  размышляет над положением человеческой   личности  в обществе, его внутренний монолог в защиту прав, достоинств и свободы человека.
    Пережив душевный кризис, он выходит на своеобразный поединок с этим миром.

Сюжет

  Ромашов, подпоручик, был среднего роста, худощав, и хотя довольно силён для своего сложения, но от большой застенчивости неловок, как-то возвращался домой. Он решил в этот день никуда не ходить. Дома Ромашов застаёт письмо от Раисы Александровны Петерсон, с которой они довольно давно обманывают её мужа.
   На душе у Ромашова скверно из-за ощущения скуки, бессмысленности службы и одиночества.
  На службе  недоброжелателей у Григория хватает — он не позволяет драться офицерам, запрещает бить солдат. Недовольно Ромашовым и начальство. С деньгами у подпоручика становится всё хуже, буфетчик уже не отпускает в долг даже сигарет.
   Ромашов приглашен на именины Шурочки. После застолья Ромашов бредёт в рощу. Шурочка идёт следом и говорит, что сегодня в него влюблена, а накануне видела его во сне. Ромашов начинает говорить о любви.  Шурочка не хочет, чтобы их хватились, и идёт обратно. По дороге она просит Ромашова не бывать больше у них: мужа осаждают анонимками.
  Во время церемониального марша Ромашов чувствует себя предметом общего восхищения. Замечтавшись, он сбивает строй. Вместо восторга на его долю выпадает публичный позор. К этому прибавляется объяснение с Николаевым, требующим прекратить поток анонимок и не бывать у них в доме. Ромашов признаётся, что знает автора анонимок и обещает сохранить репутацию Шурочки.
  Перебирая в памяти случившееся, Ромашов незаметно подходит к железнодорожному полотну и в темноте видит солдата, над которым в роте постоянно издеваются. Он спрашивает солдата, хотел бы тот убить себя, и тот, захлёбываясь рыданиями, рассказывает, что его бьют, смеются, взводный вымогает деньги, и учение ему не под силу: с детства мается грыжей.
  Теперь собственные неприятности кажутся Ромашову пустячными. Он понимает: безликие роты и полки состоят из таких вот солдат, болеющих своим горем и имеющих свою судьбу.
  С этой ночи Ромашов меняется — часто уединяется и избегает общества полковых офицеров.
  Вынужденное отдаление от офицерского общества позволяет Ромашову сосредоточиться на своих мыслях. Он всё яснее видит, что существует только три достойных призвания: наука, искусство и свободный физический труд.
  Назначается заседание офицерского суда чести, где Ромашова и Николаева приговорили к поединку.
  Жизнь — явление удивительное и неповторимое. Неужели он так привержен военному сословию, неужели верит в высший будто бы смысл армейского порядка так, что готов поставить на карту само своё существование?
  Вечером у себя дома Ромашов застаёт Шурочку. Она говорит, что потратила годы, чтобы устроить карьеру мужа. Если Ромочка откажется ради любви к ней от поединка, то всё равно в этом будет что-то сомнительное и Володю наверняка не допустят до экзамена. Они должны стреляться, но ни один из них не должен быть ранен…Некоторое время спустя Шурочка уходит навсегда.
   Дуэль между поручиком Николаевым и подпоручиком Ромашовым. 
   Рапорт, составленный полковым командиром, в котором было сказано, что Николаев смертельно ранил Ромашова. Через 7 минут последний скончался от внутреннего кровоизлияния.

«Гранатовый браслет»
1911г.

  В  рассказе «Гранатовый браслет»  А. Куприн развивает тему «маленького человека», ничем не приметного  и  стеснительного чиновника Желткова, который  вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам.

Экспозиция
Представление гостей на именинах Веры, где она получает подарки и внимание.
Развитие событий
Вера получает подарок от Желткова -  гранатовый браслет
Кульминация
Визит к Желткову мужа и брата Веры
Финал
Смерть  Желткова. Вера Николаевна читает письмо и ощущает то, что это тот самый человек, который был ей нужен. 
   Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святиться имя твоё». Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Автор позволяет понять горькую истину, что часто люди проходят мимо большого человеческого чувства и не замечают его. 
  Для Куприна любовь – трагедия, которая  для героя становится страданием, единственным смыслом жизни.
Символы  повести.
   Подарок – гранатовый браслет играет большую роль для Куприна, так как он считал это символом любви.
  В рассказе соната Бетховена  – есть символ любви, ведь музыка, так же как и любовь непредсказуема, увлекательна, вызывает зависимость у людей.

Сюжет

   Вера Николаевна Шеина  со своей семьей временно живет на даче, так как в ее городском доме ремонт. На улице сентябрь, но наступают именины Веры Николаевны, и она получает в подарок от мужа жемчужные серьги. 
    Собираются гости, приезжает сестра Анна – полная противоположность Веры Николаевич: некрасивая, но чувственная,  живая, привлекательная. Приезжает генерал Аносов, боевой товарищ отца Анны и Веры.
    Гости начинают играть в покер, Вера Николаевна замечает, что всего гостей – тринадцать и это будет в ней суеверные страхи. Она выходит на кухню и получает от горничной сверток без подписи. Развернув сверток, Вера Николаевна обнаруживает футляр, в котором лежит золотой браслет с камнями и записка. В записке говорится, что этот браслет носила еще прабабка дарителя, и, якобы браслет наделяет носящих его женщин даром предвидения. Кроме того, автор даже не просит не гневаться не него за то, что он любит Веру Николаевну уже семь лет. Записка оказывается подписанной инициалами Г.С.Ж.
  Вера Николаевна решает после ухода гостей показать подарок и записку мужу. Муж рассказывает гостям  о несчастном влюбленном в Веру Николаевну, который якобы посылал ей каждый день страстные письма, а потом постригся в монахи; умерев, завещал Вере две пуговицы и флакон духов с его слезами.
  Наступает вечер. Многие гости разъезжаются, остается генерал Аносов. 
  Он интересуется историей, о которой рассказывал муж Веры Николаевны, и слышит от нее, что это загадочный Г.С.Ж.
 Муж Веры Николаевны и ее брат решают по инициалам в списках городских служащих найти поклонника, так как боятся, что за браслетом могут последовать и другие подарки, и, соответственно, растрата казенных денег.
  Загадочным Г.С.Ж. оказывается мелкий чиновник Желтков, живущий под самой крышей в одном бедном доме. Ему возвращают браслет, он же признается, что любит жену князя вот уже семь лет, а посылка браслета – глупость. Вечером Вера Николаевна говорит мужу, что чувствует, что Желтков  убьет себя. Вскоре из одной из газет она читает о самоубийстве Желткова, объясняемое растратой казенных денег, о которых было сказано в предсмертной записке.
  В этот же вечер почтальон приносит письмо от Желткова, в письме говорится о том, что Вера Николаевна была единственной радостью в его жизни, и просит после его смерти сыграть или попросить сыграть для него сонату Бетховена.

  Вера Николаевна решает съездить в город, найти квартиру Желткова. Когда она видит покойного и умиротворение на его лице, она понимает, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Вернувшись, домой, Вера Николаевна просит пианистку сыграть ту сонату, о которой просил Желтков. Как только она слышит музыку, из глаз ее начинают лить слезы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий