понедельник, 17 октября 2016 г.

Лирика С.Есенина

С. А. Есенин
(1895-1925 гг.)

       Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (4 октября) 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. 
     В 1904 Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем родители поэта  – в церковно-учительскую школу. 
   В марте 1913 Есенин отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию .
    Есенин участвует  в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И.Сурикова , ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского. Там Есенин получает основы гуманитарного образования – слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях. 
   Первый сборник Есенина «Радуница» вышел в 1916. 
   Главная тема творчества С. А. Есенина - любовь к Родине. 
Поэт о своем отношении к теме Родины и природы
«Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине, Чувство Родины - основное в моем творчестве».
«Все мое творчество - о России, Россия - главная тема моих сти­хов. - Без этой темы я не был бы поэтом».
«Родина - это то, что просто и весомо, ясно; это то, что может устоять против любого урагана».

Стихи о Родине и природе
Стихи 1910-1914 гг.
Название стихотворения
Его содержание и художественные особенности
«Сыплет черемуха снегом»
 (1910 г.)
Читается:
- свежесть и сила восприятия природного мира юным поэтом
- полноценное и многообразное принятие всего богатства природы.
Примеры метафор и эпитетов:
- «сыплет черемуха снегом;
- «никнут шелковые травы»;
- «Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной!»
«Край любимый! Сердцу снятся...»
 (1914 г.)
В стихотворении поэт одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком.
Художественные приемы;
- «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных» (риторическое обращение);
- вызванивающие ивы;
- «гарь в небесном коромысле» - (эпитеты и метафоры).

Стихи 1914-1917 гг.

  Характерной особенностью этого периода является то, что вместе с природой прославляются патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной России.

Название стихотворения
Его содержание и художественные особенности
«Гой ты, Русь моя родная!» (1914 г.)
Обращается ко всей стране, но задерживает внимание читателя на хатах, где «в ризах образа», на низеньких околицах, на «коротком спасе» в дере­венских церквах. Поэт разворачивает панораму деревенской жизни: заму­ченные работой женщины, мужики, бегают босоногие ребятишки. Среди этой обстановки приятно слышать «звонкий, как сережки», девичий смех, видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность просторов: «Не видать конца и края - только синь сосет глаза».
«Край ты мой забро­шенный...» (1914 г.)
В строчках стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене. В то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность.
«Запели тесаные дроги» (1916 г.)
В стихотворении возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой - поэтичнейший «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тесаным дро­гам. И вот из этого противоречия выплескивается признание:
О Русь, малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
«Я снова здесь в се­мье родной» (1915 г.)
В стихотворении поэт любуется «кудрявым сумраком» и волнуется «вечерней грустью», а свой край трогательно называет «задумчивым и нежным».
«О верю, верю сча­стье есть» (1917 г.)
В стихотворении мы слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятисти­ший звенит «златая Русь», волнуется «неуемный ветер». Поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь «взмахнуть крылами», чтобы «отправиться в неизведанный дальний полет».

Стихи последних лет жизни поэта

Название стихотворения
Его содержание и художественные особенности
«Русь советская» (1924 г.)
Стихотворение показывают сложное отношение автора к произо­шедшим на его родине переменам. С одной стороны поэт учится постигать «е каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с дру­гой - «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Грустна радость дальнейшего существования. В своей родной де­ревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны». Новый свет другого поколения не греет.
Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой.
В своей стране я словно иностранец.
«Возвращение на ро­дину» (1924 г.)
Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный железный гость, обдает стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь богу негде помолиться».
«Письмо к матери»
 (1924 г.)
Есенин сливает образ матери с Отчизной, и оттого переживания близости к ней обостряются необычайно. Поэт надеется на свое об­новление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни.
«Неуютная жидкая лунность» (1925 г.)
В стихотворении «поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне:
Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны. А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес.

Поэма «Анна Снегина» (1925 г.)

    Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» — произведение во многом итоговое, в котором личная судьба поэта соотнесена с судьбой народной. 
    Центральным, организующим началом поэмы являет­ся речь самого Есенина, Голос автора, личность автора, его отношение к миру пронизывает все произведение.   Главная его тема — личная. Поэтому все эпические события раскрываются через судьбу, чувства поэта и глав­ной героини.
    Снегина — символ чистоты белого снега — пере­кликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности.   Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы — это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь».
   В поэме тесно связаны тема родины и тема времени.  Своеобразную основу жизни поэт видит в трудовом крестьянстве, судьба которого является эпической основой поэмы. 
  Осужде­ние войны — империалистической и братоубийственной — одна из главных тем. 
   Эпилог был очень важен для Есенина — поэта и человека: ведь все это помогало ему жить. Эпилог означает и то, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны, он как бы соединяет времена, подчеркивая их неотдели­мость от судеб родной земли.

Сюжет

  Действие происходит на рязанской земле в период с весны 1917 по 1923 г.  
  1-я глава.  Поездке поэта в родные места после тягот мировой войны, участником которой он был. Возница рассказывает о житье своих односельчан,  и  о том, как соседи воруют лес, устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до убийства старшины.  Герой размышляет о бедственной судьбе.
2-я глава.  Герой радуется красоте утра, белой дымке яблоневого сада.   От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках радовцев с криушанами. Мельник, вернувшийся от помещицы Снегиной — старой знакомой героя, — докладывает, какой интерес вызвало его сообщение о приехавшем к нему госте. Но лукавые намёки мельника не смущают пока души героя. 
  3-я глава. К простудившемуся на охоте герою мельник привозит Анну Снегину. Полушутливый разговор о юных встречах у калитки, о её замужестве раздражает героя, ему хочется найти другой, искренний тон, однако приходится послушно разыгрывать роль модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные дебоши. 
  Герой отправляется с крестьянами к Снегиным — требовать землю. Из помещичьей горницы слышны рыдания — это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера. Анна не хочет видеть поэта.
  4-я глава. Известие, которое приносит в избушку мельника Прон. В России теперь Советы и Ленин. Рядом с Проном в Совете оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий «не мозоля рук». Именно он едет первым описывать снегинский дом — «в захвате всегда есть скорость». Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходит последнее объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых отношений по-прежнему разъединяют их. И опять остаётся только поэзия воспоминаний о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер «развеять тоску и сон».
  5-я глава. Автор рисует картины событий,  происшедших в стране за шесть послереволюционных лет.
   Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его старики. Для него приготовлен подарок-письмо с лондонской печатью — весточка от Анны. И хотя внешне адресат остаётся холодным, даже чуть циничным, все же след в его душе остаётся.
   Герой снова возвращается  к светлому образу юношеской любви.

Поэма «Чёрный человек» (1925 г.)

  Кто такой черный человек?  Поэма – это предчувствие  смерти или желание жизни?
  Её замысел  возник в сознании поэта еще в 1922 году: во время зарубежных поездок Есенина, где он, до исступления любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. 
   Главная тема поэмы – тема болезненной души, раздвоенной личности.  Перед нами два основных образа – лирический герой и внедрившийся в его сознание невесть откуда взявшийся черный человек. «Дуэль» с черным человеком послужила своеобразным духовным испытанием для   лирического героя, поводом  к  беспощадному самоанализу.
  Двойник литературного героя, принимающий то или иное обличье, как правило, - это воплощение тёмной, «чёрной» стороны души самого человека, дьявольской.
  Черный человек, вобравший в себя все то, что сам поэт, может, считает в себе отрицательным и мерзким. Может, потому черный человек Есенина и несет в себе ощущение такого тяжкого груза одиночества.

Сюжет

вступление
 Поэма начинается с обращения: «Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен...» (исповедь).
развитие действий
1-я часть. Возникает образ прескверного человека. Он является прочитать  «мерзкую книгу» деяний, отнять малейшую надежду на спасение. Герой пытается сопротивляться, но с ужасом принимает молчаливое  обвинение, что «он жулик и вор».
 2-я часть. «Дуэль» с черным человеком, который не просто читает книгу жизни героя, а откровенно издевается над ним. рисуется картина детства героя.
кульминация
Чёрный человек нападает на самое важное, на суть вдохновения и поэзии. «Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою», — это прямое оскорбление и унижение!
развязка
Выносить издевательства уже невозможно.
Картина обличения, порицания становится ещё более трагичной: как, сознавая всё это и старательно пряча от себя, можно было не сойти с ума и продолжать писать?!
финал
Ночь сменяется утром – спасительной порой отрезвления от кошмаров тьмы. Рассвет символизирует начало, обновление чего-то.
  
   Ночной разговор с «прескверным гостем» помогает поэту проникнуть в   глубины души и с болью сорвать с нее темные наслоения. 
Поэма «Черный человек» - это борьба света и тьмы. Граница между светлым и тёмным – зеркало (см. приложение № 4).

   Поэма «Чёрный человек» — реквиема поэта самому себе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий